Покупка электросамоката – ответственное решение, особенно если речь идет о поддержанной модели. Но также и новый самокат в магазине может иметь скрытые дефекты или заводской брак, поэтому важно тщательно его осмотреть перед оплатой. В этой статье мы предоставим вам полный чек-лист, который поможет вам оценить состояние электросамоката и избежать неприятных сюрпризов.
1. Внешний осмотр и конструкция
Этот чек-лист применим как к новым, так и к б/у электросамокатам, но на некоторые пункты стоит обратить особое внимание при покупке с рук:
- Рама и корпус. Внимательно осмотрите раму на предмет трещин, вмятин, глубоких царапин, следов ржавчины (особенно на стальных элементах). Обратите особое внимание на сварные швы – они должны быть ровными и без дефектов. Визуально оцените, нет ли перекосов рамы. Электросамокат должен стоять ровно. Пластиковые детали: Проверьте целостность крыльев, деки, кожухов – нет ли трещин, сколов, надежно ли они закреплены? Ищите потертости на боковых частях деки, руле, грипсах, рычагах тормоза – это может указывать на падения.
- Складной механизм. Попробуйте сложить и разложить самокат несколько раз. Механизм должен работать плавно, без чрезмерных усилий и заеданий. В разложенном состоянии рулевая стойка должна быть надежно зафиксирована, без люфта. Попробуйте покачать руль вперед-назад и в стороны. Люфт в механизме складывания – частая проблема, которая может прогрессировать. Осмотрите язычки, рычаги, защелки механизма на предмет износа или повреждений.
- Руль и рулевая колонка. Руль должен быть перпендикулярен колесу. Зажмите переднее колесо ногами и попробуйте повернуть руль – не должно быть стуков или люфта в подшипниках рулевой колонки. Грипсы (ручки) должны быть целыми, не прокручиваться, удобно лежать в руках. Проверьте целостность рычагов тормоза и курка газа, свободный ход, отсутствие заеданий.
- Колеса и шины. Проверьте, накачаны ли шины. Оцените состояние протектора. Убедитесь, что на колесах нет порезов, разрывов, грыж, трещин на боковинах, отслоений резины. Осмотрите диски на предмет вмятин или трещин. Убедитесь, что гайки или болты, крепящие колеса, надежно затянуты.
- Тормозная система. Тормозной диск должен быть ровным, без видимого износа, ржавчины, масляных пятен. Рычаги должны иметь плавный ход и возвращаться в исходное положение. Также рекомендуется провести тест-драйв – тормоза должны уверенно останавливать электросамокат.
- Подвеска. Проверьте, нет ли утечек масла (для гидравлических амортизаторов), повреждений пружин или эластомеров. Нажмите на деку всем весом – подвеска должна сработать плавно, без скрипов и стуков.


2. Электрическая часть и электроника
К электрической части относится аккумулятор, мотор-колесо, дисплей (бортовой компьютер), освещение и звуковой сигнал.
Если аккумулятор доступен для осмотра, то стоит проверить его корпус на предмет вздутий, повреждений, следов протечек. Далее следует подключить электросамокат к зарядному устройству и проверить, что индикатор на ЗУ и/или дисплее показывает процесс зарядки. Стоит осмотреть порт на электросамокате и штекер на ЗУ – не должно быть повреждений, следов оплавления или коррозии. Легкий нагрев зарядного устройства во время работы – норма, но оно не должно быть обжигающе горячим. Если продавец показывает электросамокат с почти полностью разряженной батареей, это может быть тревожным знаком – попросите зарядить его для проверки.
Далее осмотрите корпус мотор-колеса на предмет повреждений, вмятин. Прислушайтесь при включении и во время тест-драйва – не должно быть скрежета, гула, вибраций. Проверьте целостность изоляции проводов, идущих к мотор-колесу.
Электросамокат должен корректно включаться и выключаться кнопкой питания на бортовом компьютере. Проверьте работоспособность всех сегментов дисплея (скорость, уровень заряда, пробег, выбранный режим и т.д.). Яркость должна быть достаточной. Все кнопки (выбор режима, включение света и т.д.) должны нажиматься четко и выполнять свои функции.
Проверьте работоспособность и яркость передней фары, заднего габаритного огня, стоп-сигнала и поворотников. Убедитесь, что фары светят ярко, а не тускло (это может свидетельствовать о проблемах с проводкой или аккумулятором). Также проверьте, работает ли зуммер/сигнал – это важно для безопасности на дороге.
Если электросамокат может управляться через приложение, уточните его название и по возможности проверьте подключение и основные функции (настройки, блокировка, информация о пробеге и состоянии АКБ).


3. Тест-драйв
Перед тест-драйвом убедитесь, что это безопасно (нет оживленного движения, ровная поверхность). Обратите внимание на следующие моменты:
- Плавность хода: Как электросамокат трогается с места? Есть ли рывки?
- Разгон: Динамика разгона должна соответствовать заявленной мощности и вашим ожиданиям.
- Работа мотора под нагрузкой: Проверьте движение под нагрузкой, нет ли провалов мощности. Если есть возможность, протестируйте на небольшом подъеме.
- Торможение: Проверьте эффективность всех типов тормозов. Тормозной путь должен быть предсказуемым и коротким. Электронный тормоз должен срабатывать плавно.
- Управляемость: Легко ли маневрировать? Стабилен ли электросамокат на скорости?
- Посторонние звуки: Во время движения прислушайтесь к любым нехарактерным звукам: скрипам, стукам, гулу, скрежету.
- Работа подвески (если есть): Оцените, как она справляется с мелкими неровностями.
- Комфорт: Удобно ли вам стоять на деке? Удобна ли высота руля?


4. Документация и комплектация
Если вы покупаете новый электросамокат, то проверьте целостность упаковки, сверьте комплектацию с инструкцией – должны быть зарядное устройство, инструкция по эксплуатации, гарантийный талон, иногда инструменты. Гарантийный талон должен быть правильно заполнен (модель, серийный номер, дата продажи, печать магазина). Проверьте, что серийный номер на корпусе совпадает с документами.
При покупке б/у электросамоката проверьте наличие чека о покупке, гарантийного талона (даже если гарантия истекла), инструкции – это желательно для подтверждения легальности и истории устройства. Убедитесь, что используется оригинальное зарядное устройство или качественный аналог. Узнайте, были ли какие-либо серьезные ремонты или замены компонентов (особенно АКБ или контроллера).


На что обратить особое внимание при покупке б/у электросамоката
Уточните общий пробег. Большой пробег означает больший износ всех компонентов, особенно АКБ и мотора. Некоторые самокаты позволяют скручивать пробег, поэтому ориентируйтесь и на косвенные признаки износа.
Определите состояние АКБ. Это самый дорогой компонент. Если есть сомнения, а продавец уверяет, что "батарея держит отлично", но проверить это полноценно нет возможности (например, проехать 10-15 км), это риск. Постарайтесь договориться о возможности проверки или возврате денег.
Осмотрите винты на деке и других частях. Если они сорваны или поцарапаны, вероятно, электросамокат вскрывали. Узнайте причину.
Если продавец заявляет о сделанной дополнительной гидроизоляции, попросите показать фото процесса или чеки из мастерской. "Кустарная" гидроизоляция может навредить.
Не покупайте электросамокат "вслепую" — всегда проверяйте лично. Лучше взять с собой знакомого, разбирающегося в подобной технике. Будьте осторожны с неизвестными брендами и подозрительно низкой ценой. Также не забывайте учитывать стоимость будущего ремонта: батарея, например, может стоить до 40% цены нового электросамоката.


Заключение
Тщательная проверка электросамоката перед покупкой – залог вашей безопасности и удовольствия от использования. Не торопитесь, задавайте вопросы продавцу и внимательно осматривайте каждую деталь. Если что-то вызывает сомнения, лучше отказаться от покупки или проконсультироваться со специалистом.
Удачной покупки и приятных поездок!